Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Зрелая уверенность мастера (к 60-летию Мадурова Ф.И.)

Заслуженный художник Чувашии, лауреат премии комсомола Чувашии имени М. Сеспеля Федор Иванович Мадуров родился в 1942 г. в поселке Баскаки Шемуршинского района Чувашской Республики. Предки Мадурова – выходцы из села Чувашское Дрожжаное Дрожжановского района Республики Татарстан. Там провел он свои лучшие детские годы. Еще будучи студентом художественно-графического факультета Чувашского государственного педагогического института им. И. Я. Яковлева, Ф. Мадуров начал заниматься активной творческой деятельностью. Его скульптурные работы из дерева “Сын пролетает” и “Последние известия”, созданные в 1963–1964 гг., были показаны на Всесоюзной выставке экспонатов из фонда Художественной галереи, прошедшей в Москве в 1964 г. В них уже виден процесс становления художника, поиск своего творческого почерка. Дипломная работа “Люди моей деревни”, серия линогравюр также экспонировались на Всесоюзной выставке дипломных работ студентов художественных вузов в Москве в 1966 году. В 1973 году с серией скульптурных произведений Ф. Мадуров участвует в первой зональной выставке молодых художников Поволжья. В 1974 году в числе 30 лучших молодых художников страны по путевке ЦК ВЛКСМ Федор едет на строительство Байкало-Амурской магистрали. Вместе с первопроходцами он прошел пешком от Усть-Кута до Звездного по непроторенной тайге. Героями его произведений стали люди трудной судьбы, много испытавшие в жизни. Серия рисунков с БАМа 1975 г. выставлялась на Всесоюзной выставке в Ленинграде, затем была закуплена Министерством культуры РСФСР. В этом же году Русский музей приобретает триптих “Жизнь индхозницы”. 1980 годы – время активного формирования и развития национальных школ и новых самобытных центров профессионального искусства в республиках СССР. Симпозиумы, проходившие в Доме творчества Союза художников им. Д. Н. Кардовского в Переславле-Залесском (Ярославская обл.), имели особое значение для развития скульптуры. Федор Иванович бок о бок работал с признанными мастерами Москвы, Ленинграда и других центров. Непрерывное творческое общение, обмен опытом, знакомство с национальными обычаями и национальной культурой – все это побудило мастера сказать нечто свое сокровенное о Чувашии. Это время напряженного осмысления творческого пути, поиска собственной эстетической программы, основанной на изучении чувашской истории, фольклора и этнографии. Он первый в стране создает глубоко философское монументальное произведение, построенное на выразительном синтезе архитектуры и скульптуры “Время и жизнь” (1976–1981 гг.) – на площадке отдыха автодороги Чебоксары – Ульяновск (17 фигур и павильон “Саркиль”). Каждую фигуру скульптор высекает из дуба-исполина высотой более 4-х метров. Синтезируя познания в области формы, Ф. Мадуров разрабатывает свою музыкально-пластическую структуру. Опираясь на традиции народной деревянной резьбы, создает собирательный скульптурный образ чувашского народа, его прошлого и настоящего. Об этом феномене много писали в столичной прессе. Сила и мощь природного дара художника способствуют созданию произведений, в которых автор берет на себя право в образной форме высказать всю гамму чувств, мыслей и понятий чуваша. По мнению Федора Ивановича Мадурова, скульптурные произведения и храмы являются домами для богов. Художник делает все, для того чтобы приблизить их к людям. Совместно с заслуженным архитектором ЧР Ю. Новоселовым разрабатывает новые идеи, продолжая поиски своего пластического мира в монументально-декоративных композициях. Одна из таких работ – “Хоровод” (1981–1984 гг., дерево. 7 фигур) – выполнена на живописном берегу Чебоксарского водохранилища. В центре ее – увеличенное изображение веретена, вокруг которого скульптурные изображения девушек-чувашек, символизирующих разные исторические эпохи. Композиция “Ворота солнца” (1995 г., дерево, металл), установленная на базе отдыха поселка Сюктерка, как нельзя лучше раскрывает понятие древнейшей религии на земле и смысл мироздания. “Конница” (1984–1998 гг., 5 всадников, дерево, металл), установленная на перекрестке Московского проспекта и ул. Гузовского в г. Чебоксары, отражает тему свободного волеизъявления народа. Когда-то в старину там начиналась дорога на Москву. Лаконичная и необыкновенно экспрессивная пластическая форма нашла развитие и в станковой скульптуре автора. В том числе и в “Заговоре” (1980 г., дерево – собрание Третьяковской галереи), где в ритмическом чередовании предельно стилизованных фигур читаются драматическая напряженность и пафос ожесточения. Полны метафоричности и монументальны по строю исполненные в замедленном торжественном ритме композиции: “Надежда” (1980 г., дерево – приобретение ЧГХМ), “Ожидание” (1989 г., дерево – собрание ГТГ)... Новатором предстает Ф. Мадуров и в произведениях последних лет. В пластических находках скульптур, отлитых из бронзы, автор ориентирует зрителя на многоаспектный, круговой обзор, позволяющий последовательно раскрыть сложный смысловой ход композиции. Причем каждая фигурка в любом повороте опирается на три точки. В серии портретов знаковых фигур булгаро-чувашской цивилизации монументальный, лишенный прозаичности язык скульптуры выражает трехмерность, тяжесть и, в то же время, духовное начало. Образы не производят впечатление случайных, чисто экспериментальных изображений. В них чувствуется зрелая уверенность скульптора, убежденного в найденной им индивидуальной манере исполнения. Художник как бы перекидывает мост в прошлое народа, сужая временное пространство, ищет обобщенные типажи современников, достойных продолжателей духовного поиска Иакинфа Бичурина, Николая Ашмарина, Петра Егорова, Ивана Яковлева... Выставка скульптуры и архитектуры, приуроченная к 60-летию Федора Ивановича Мадурова, открывается сегодня в Художественном музее в 14.00.


24 апреля 2002
00:00
Поделиться