Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Фестиваль чувашской музыки продолжил балет Ф. Васильева «Сарпиге»

Фестиваль чувашской музыки продолжил балет Ф. Васильева «Сарпиге»

... Под пронзительный лязг дребезжащих костей и скулящий голос ветра на лесной поляне разворачивалась смертоносная пляска. Кого там только не было! Черти, бесы, бесчисленные божества загробного мира кружились в яростном вихре. Их длинные хвосты рассекали воздух подобно сотням хлестких плеток, зрачки ехидно прищуренных глаз сверкали в ночной темноте пугающими колдовскими огоньками, острые, будто наточенные рога, казалось, доходили до самых небес. Смертоносному урагану, сносящему на своем пути все до последней травинки, не было конца... Это один из самых зрелищных фрагментов балета Ф. Васильева «Сарпиге», продолжившего Фестиваль чувашской музыки.

Словно широкое узорчатое полотенце, на сцене Чувашского государственного театра оперы и балета развертывалось красочное действо, покоряющее выразительностью хореографии с элементами национального танца, радужностью костюмов, выполненных в технике батика, и цветастыми, словно подсвеченными изнутри декорациями. Заводные игрища деревенской молодежи с изобилием задорных подскоков и прыжков сменялись плавными женскими хороводами, языческими обрядами и детскими прибаутками.

Ярким контрастом картинам народных гуляний выступили зарисовки рогато-хвостатого войска, лениво выбравшегося на лунную поляну из своих трущоб. Вместо того, чтобы добросовестно нести адскую службу, стражи тьмы еле-еле волочили ноги, засыпая на ходу. Ни ожесточенная дробь ударных инструментов, ни свист деревянных духовых, ни оглушительные вопли медных, ни ласковые уговоры струнных не могли взбодрить эту «бравую» армию. Лишь Богу смерти Эсреметю (Виталий Архипов) и его дочери Саххе (Ангелина Мишарина) удалось растормошить своих зевающих, безмятежно похрапывающих и посапывающих солдат. Вот тут-то и началась настоящая вакханалия с энергичными взмахами рук, изощренными вывертами колен и экзальтированными притопами. А чего стоила тройка очаровательных чумазых чертенят (Ольга Сапаркина, Виктория Севоян, Ольга Дементьева), устраивающих в чаще леса свои хулиганские забавы! Их партия - сплошной характерный танец, построенный на озорных подскоках, комических позах, потешных дразнилках и шуточных гримасах.

Душой балета можно назвать дуэт Сарпиге и Сардивана в исполнении Анастасии Абрамовой и Тимофея Федоренко, с успехом дебютировавшего в этой непростой, требующей высокой техничности и незаурядного артистизма партии и органично «вписавшегося» в спектакль. Дуэт героев был пронизан лиризмом и теплотой, движения непрерывным потоком перетекали одно в другое, сплетаясь в витиеватый рисунок. Самым трогательным фрагментом их хореографического диалога стал эпизод, когда Сардиван принялся бережно покачивать возлюбленную на дуге деревянного коромысла, словно пытаясь унести ее прочь от печалей и горестей.

Дирижерская кисть заслуженного деятеля искусств Чувашии Ольги Нестеровой живописала крупными, броскими мазками. Архаика и современность слились в причудливом синтезе (напомним, что над партитурой Федора Васильева поработала молодой московский композитор Анна Стрельникова), завораживая слух стремительностью темпов, упругостью ритмов, пряностью гармонических оборотов и, конечно, пикантностью чувашской пентатоники.

 

 



Чувашский государственный театр оперы и балета
21 февраля 2018
05:44
Поделиться